Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Администрация Лысовского сельского поселения Починковского района Смоленской области

Версия для слабовидящих

Администрация Лысовского сельского поселения Починковского района Смоленской области

Новости

06.07.2015 11:26Приглашаем на праздник! "Иван Купала"

Администрация Лысовского сельского поселения приглашает всех желающих 

на  самый большой летний праздник -  

"Иван Купала"

 

11 июля 2015 года, озеро д.Захаровка, начало: 21-00.

 

       Начиная с зимних Святок и до Купалья, солнце все время находится в стадии восхождения: увеличивается день, согревается земля, возрождается природа. И в дни летнего солнцестояния все это достигает своего апогея. К этому времени вырастают и успевают отцвести рожь, пшеница, гречиха, просо, лен, картошка, овощные культуры, приносят приплод животные. Уже становится виден будущий урожай, а потому в купальских обрядах и ритуалах, берущих начало в язычестве, человек высказывал свою благодарность огню, воде и земле, что обожествлялись у наших языческих предков, и делал им разные жертвоприношения, чаще всего в виде растительности или продуктов питания, произведенных в хозяйстве.

    Так получилось, что этот праздник приходится на первую половину июля, когда полуденное солнце достигает высочайшей точки на небе и в таком положении остается на некоторое время, которое называется летним солнцестоянием. Природа, как бы предчувствуя близкую старость, спешит жить полною жизнью. Последний месяц кукует кукушка, последнюю свою чудную песню поет соловей, скоро и другие певчие птички приутихнут. Этот поворот солнца, деливший год на две половины, летнюю и зимнюю, с давних времен сопровождался особым празднеством, в общих чертах сходным у многих народов.

    Праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных и самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие практически все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения и, что немаловажно, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

     Готовиться к празднику начинали с раннего утра 6 июля. Ну а сам купальский праздник начинался со второй половины дня. В это время девчата собирались кучками и отправлялись к ржаным полям собирать цветы и завивать веночки. Причем цветы собирали с разных полей, что относились к соседним деревням. Это было связано с тем, что существовали поверья, согласно которым таким способом можно было заманить к себе женихов из этих деревень. 

Ивана Купалу в народе называют «чистоплотным», поскольку на заре этого дня было принято купаться. Этому купанию приписывалась целебная сила. Начинали купаться утром в Иванов день. 

     Ранним утром женщины выходили «черпать росу ». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которым и отправлялись на луг. Здесь скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Купальской росой кропили также кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. А накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно старались вымыть у колодца или на реке квашенки — кадушки, в которых приготавливали тесто для ржаного хлеба. 

     Тем временем парни готовили место для купальского костра, которое устраивали обычно на пересечениях дорог, на мостах, на берегу речки или озера, а также на пригорках. В землю зарывали шест или столб, на вершину которого закрепляли горизонтально уже изъезженное, хорошо промасленное колесо от повозки. От этого колеса по столбу вниз обматывали также промасленную веревку, скрученную из соломы либо льняного холста. Снизу под столб сносили от каждого двора и складывали в кучу май — засохшие веточки деревьев, которые вешали в доме и вокруг него на Троицу, все то, что осталось еще с зеленых Святок.

      Такое ритуальное сжигание всего старого на купальском костре было призвано угодить предкам, заручиться их помощью на весь оставшийся год. Считалось, что это время является календарной вершиной расцвета природы, ведь уже скоро «придет Петрок — опадет листок» 
Как и в древности, когда наши предки праздновали летний поворот солнца разжиганием костров, омовением в реках и источниках, так и в более поздние времена празднование ночи на Ивана Купалу характеризуется в общих чертах теми же обрядами и обычаями.

    Парни и девушки в праздничных нарядах собираются обыкновенно к реке, где, разведя огонь, устраивают хороводы и, взявшись за руки, попарно прыгают через костры, исполняя тем самым обряд очищения и одновременно защиты от всех зол, болезней, горя и, главным образом, худого глаза. При этом, судя по удачному или неловкому прыжку, предсказывают грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество. На купальском костре матери специально сжигают снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые болезни.

     

Ночь на Купалу.

     Ночь на Ивана Купалу считается ночью, полной чародейных явлений. Баба-Яга, колдуны и ведьмы верхом на помеле слетаются на Лысую гору или Чертово бережище под Киевом. Поэтому-то в это время лошадей не выпускают в поле, чтобы духи не заездили их; телят оставляют ночевать вместе с коровами, чтобы ведьмы не портили дойных коров, а на окно кладут жгучую крапиву. Рыбаки уверяют, что поверхность рек в это время бывает подернута серебристым блеском. А еще в эту пору деревья в лесу переходят с места на место и шумом ветвей разговаривают между собою. 
Но, несмотря на все эти страшилки, люди отправляются ночью в лес собирать лекарственные травы, цветы и коренья, как, например, лопань, былицу, полынь, яскер и прочие, ибо тогда только они и оказывают действенную помощь, когда будут сорваны на заре Купалы, прежде чем на них обсохнет роса. Эти травы сохраняются в продолжение года как некая святыня; ими окуривают больных, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

      Одна из самых красивых легенд купальской ночи — легенда о цветке папоротника, который расцветает только в это время. Согласно рассказам знахарей, происходит это следующим образом: из широких листьев его внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и перед взором предстает ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку не удается сделать это.

В Купальскую ночь цветет папоротник.

 

     Во время цветения папоротника будто бы слышны голоса духов, не желающих допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства. Считается, что нашедший расцветший папоротник приобретает власть повелевать всем. Мощные правители будут перед ним бессильны, а духи — в его полном подчинении, он сможет узнать, где скрыты клады. Во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворятся перед ним, стоит только приложить к замку чудный цветок. Обладатель цветка сможет стать невидимкой и пробраться к любой красавице, и вообще для него не будет ничего невозможного. Таковой представлялась сила и власть этого цветка. Ведь недаром простому смертному не удавалось найти его, тем не менее сказочное могущество цветка заставляет человека попытать счастья. И он отправляется один в глубину леса, откуда не слышно пения деревенского петуха, а отыскав куст папоротника, очерчивает вокруг него рябиновой палкой круг, в котором и стоит, произнося заговор, до появления цветка. Нельзя бояться привидений, которые со всех сторон окружают смельчака, решившегося добыть цветок. Малейшая трусость в это время может испортить все дело и стоить человеку жизни, которую похитит великая сила. Едва покажется цветок, моментально нужно его сорвать, ибо тотчас вылетят духи, будут его упрашивать и ласково, и грозно отдать цветок назад, а если искатель клада случайно выйдет за очерченный им круг, то цветок вырвут у него из рук.

        Заканчивался купальский праздник у реки. Участники празднования с нетерпением ждали утра, восхода солнца, чтобы посмотреть, как оно «играет». Они наблюдали за «игрой солнца» на поверхности воды. В это время оно как бы делилось на несколько частей, которые то расходились, то снова сходились на воде. Следить за этим надо, прищурив глаза, не моргая. Считается, что солнце в купальское утро переливается разными цветами, «играет и прыгает».

 

Дата последнего изменения 06.07.2015 11:49

Назад



 


 



 



 


 



 

Система Orphus

Телефоны экстренных служб

Официальный интернет-портал правовой информации



 



 



 



 



 


 



 


 



 



 



 

© Администрация Лысовского сельского поселения Починковского  района  Смоленской области, [2015]

Сайт разработан на системе типовых сайтов Администрации Смоленской области

"Твинс" - сайты для органов государственной власти

Besucherzahler russian women
счетчик посещений

Главная | КПК версия |

(48149) 2-81-21 тел./факс.: 8 (48149) 2-81-40
E–mail:lysovka@rambler.ru
Почтовый адрес: 216474, Смоленская область Починковский район д. Лысовка д. 45

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!